Добро Пожаловать на Форум комнаты БАКИНСКАЯ_ВИКТОРИНА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гыз Галасы

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Культовое сооружения!

Ряд историков считают древнепарсийским культовым сооружением - знаменитую Девичью башню в Баку.

Она представляет собой коническое сооружение высотой в 28 метров. Толщина стены у основания составляет 8 метров, у вершины - 4 метра. Башня имеет большой ребристый контрфорс.

Считается, что башня является образцом древнеперсидского зодчества выполненного в камне (предполагают, что такие башни на территории древней Персии строили из камня-сырца, чтобы башни не кренились их стены делали достаточно толстыми, и к каждой башне добавляли контрфорс).

Считается, что семь отдушин, которые были найдены исследователями в стене, использовалось для вывода природного газа на вершину башни, где он и постоянно горел в виде семи факелов. Предполагают, что в начале тринадцатого века на Апшероне произошло землетрясение, в результате которого были смещены пласты земли и огонь погас на веки.

К этому времени распространение ислама привело к тому, что Девичья башня перестала использоваться в качестве культового сооружения. После землетрясения она окончательно стала использоваться в качестве оборонительного сооружения.

0

2

"В столице Азербайджана Баку будет построена еще одна Девичья башня.

Проект башни, разработанный германской компанией «German Architects&Engineers» (GAE), уже готов. Как сообщил представитель компании GAE Ханс У.Вёклер, Азербайджан проявил большой интерес к проекту, в настоящее время по данному вопросу ведутся переговоры. Бёклер отметил, что одним из партнеров GAE в реализации проекта может стать компания «Аккорд».

Стои отметить, что здание, похожее на относящуюся к XI-XII векам (по другим данным, ей больше 2000 лет – прим. обозревателя) и являющуюся символом Баку Девичью башню, обойдется в 50 млн. долларов. В здании, сработанном из стекла, будут действовать офисы. Где будет построена новая Девичья башня, пока неизвестно (АПА). В пресс-службе компании «Аккорд» сообщили, что переговоры идут, но конкретных результатов пока нет".

0

3

это наглость и надругательство над нашей историей.Девичья крепость должна быть одна,строить еще одну похабскую контору недопустимо.

0

4

Narahat olmagına dəyməz ay Ceyran. 

Qız qalası bizim tariximizin nümunəsidir.Qız qalasının oxşarını düzəltməzlər.Buna heç kim icazə verməyəcək.arxayın ola bilərsən

Отредактировано Vahid (2008-12-23 11:43:29)

0

5

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=bD1YBdp8WhA[/youtube]

0

6

Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы - Девичья Башня,  возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Памятник, вокруг назначения и даты постройки которого идут многочисленные споры, и в наши дни больше всего привлекает внимание своей неповторимой формой.
Башня построена на выступе береговой скалы и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 м и диаметром - 16,5 м. Толщина стен у основания пять м, а вверху четыре м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на восемь ярусов. Каждый из них сейчас перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет проникал сюда через узкие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стен. В них также устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. В башне имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.

Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера, реставрировавшего сооружение. Для датирования башни можно использовать два обстоятельства. Первый - при строительстве Девичьей Башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется I веком нашей эры. Возможно, это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей Башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-79 году. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел - не позднее IX-X веков. Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей Башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев - в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке до нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в два этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м, построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.
Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей Башни. Строительство ее в качестве оборонительного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от нападения можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, затраченных на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города.

Существуют версии, что первоначально башня строилась как храм огня (слово "Гала" - "башня", имеет в азербайджанском языке еще и значение "разводить огонь"), зороастрийская дахма (т.е. башня, на вершине которой бросали трупы людей на растерзание коршунов), обсерватория, но ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики. Вероятнее всего башня являлась культовым сооружением доисламского периода. Об этом свидетельствуют и древние ритуальные колодцы, расположенные у подножия. Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки, служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день, почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению, и сейчас трудно судить о первоначальном назначении сооружения.

В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. В XVIII-XIX веках она использовалась как маяк. Он начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на башне поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом Баку, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города. В 1895 году на верхнюю часть Девичьей Башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).
Башня неоднократно реставрировалась - в средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз - в 1960-х годах. К сожалению, во время реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, поэтому о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья Башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.

Название "Девичья" встречается и в названиях других башен на территории Азербайджана и Востока и, видимо, означает "непокоренная", "неприступная". Существует множество легенд, связанных с происхождением названия бакинской Девичьей Башни. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом, и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать пока строительство не закончится. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.

Изучая легенду можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму "Девичья Башня". Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. "Девичья Башня" – это и название первого азербайджанского балета, созданного Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.
Веков кровавый свет в тебе
Года торжеств и бед в тебе
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, Девичья Башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья Башня.И ранних облаков полет
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья Башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи
Пусть люди слушают в тиши.

Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья Башня!
Пора, пора, шепни, скажи -
Планета слушает в тиши.

Расул Рза, "Девичья Башня"

0

7

Архитектурные особенности Девичьей башни (I часть)

Как известно, Девичья Башня, один из самых значительных памятников Баку, хранит немало тайн. В частности, до сих пор неизвестно ни точное назначение, ни дата строительства сооружения. Существующие версии и догадки зачастую относятся к жанру ненаучной фантастики, и не учитывают конструктивные и архитектурные особенности башни. Проведенные в различное время переделки и реставрационные работы, существенно изменили первоначальный замысел зодчего, что также затрудняет изучение башни. Кроме того, после последних работ, произведенных в сооружении в середине 1960-х годов, из архивов исчезла почти вся документация по изменениям, и теперь о масштабе переделок приходиться лишь догадываться. Чтобы как-то восстановить первоначальный замысел, ниже я дал описание некоторых особенностей сооружения, имеющих большое значение при изучении башни. При этом были использованы новые версии и факты из книги "The Maiden Tower in Baku" Аббаса Исламова (с ним меня связывает давняя дружба и совместное исследование древних памятников Апшерона. Кстати, скоро выйдет в печать русская версия книги, основные тезисы которой, касающиеся Девичьей Башни, использованы здесь с согласия автора), а также некоторые собственные наблюдения. Описывая архитектурные особенности, я пытался не касаться описания ритуалов, которые могли проходить в башне.

Девичья Башня не имела перекрытий между этажами и была полой внутри.

Одной из главных переделок, изменивших первоначальный облик и замысел зодчего, явилось строительство перекрытий внутри сооружения. Первоначально башня не имела перекрытий между этажами. Это видно и из рисунка Кемпфера (1683 год), показавшего сооружение в разрезе, и из рисунков, опубликованных до "реставрации" 1960-х годов, и из рассказов старожилов, видевших башню до реставрации.

Рисунок Кемпфера (1683 год), на котором башня показана в разрезе. Своды отсутствуют. Рисунок Бретаницкого (1950-е), выполненный до реставрации.

Вместо перекрытий вдоль стен проходили узкие кольцевые выступы (до 80 см в ширину), разделявшие башню на 8 ярусов. В выступах были специальные желоба для отвода воды. Не имея возможности объяснить предназначение башни, "реставраторы" во главе с Мамиконовым объявили ее оборонительным сооружением, и в 1960-х годах провели всю реставрацию, а по сути переделку, в соответствии с этой концепцией. Предположив, что защитники башни прятались на этажах во время осады, реставраторы перекрыли все этажи каменными сводами, уничтожив первоначальный замысел.

Девичья башня сооружалось единовременно как единое сооружение.

Композиционный объем башни состоит из двух частей - гладкой нижней и ребристой верхней. Исходя их этого некоторые исследователи выдвигали предположение, что башня строилась в два этапа - вначале была построена нижняя часть, а через несколько веков верхняя. Однако изучение пропорций и конструкции башни, закономерность и взаимосвязанность частей не оставляет сомнений в том, что башня строилась по единому замыслу, в один и тот же период времени. Рассмотрим пропорции башни. Если обозначить высоту ребристой части главного цилиндра башни через А, а гладкую часть через В, то те же пропорции соблюдаются и в вертикали примыкающего к башне выступа, но наоборот - гладкая часть выступа равна А, а ребристая В. Диаметр башни D равен А, длина выступа В. Таким образом, всю башню можно вписать в квадрат.

Соотношение А и В достаточно близко к "золотому сечению", при котором большая часть отрезка относится к меньшей, как сумма к большей части (А+В/А = А/В). Принято считать, что объекты, содержащие в себе "золотое сечение", воспринимаются людьми как наиболее гармоничные, и им широко пользовались в античном мире. В частности, считается, что пропорции пирамиды Хеопса, древнеегипетских храмов, а также древнегреческого храма Парфенона соответствуют соотношениям "золотого сечения".

Интересно расположение главного окна башни. Если рассмотреть развертку башни, то можно обратить внимание, что главное окно спроектировано в центре развертки. Оно как бы делит нижнюю гладкую и верхнюю ребристую части на две равные половины.

Таким образом, используя различные архитектурные приемы, древний зодчий, творец этого сооружения, сумел добиться сильной художественной выразительности, слив в единую композицию два решенных по разному вертикальных объема.

Пропорции башни. Главное окно расположено в центре сооружения.

Стена с двумя выступами является составной частью башни.

Обычно, когда описывают башню, указывают на большой цилиндрический объем и выступ, примыкающий к башне. Однако башню нельзя рассматривать без примыкающей к ее задней части стены с двумя выступами. Эта стена никогда не была частью крепостных стен, как ее иногда пытаются представить (на старых планах города можно заметить, что башня находится внутри крепостных стен и не примыкает к ним). Она является составной частью конструкции башни, хотя назначение ее до конца еще не изучено.

Стена с двумя выступами являлась составной частью конструкции башни. Из плана видно, что крепостные стены не примыкали к башне, проходя в стороне от нее.

Стена, примыкающая к башне, была достроена во время "реставрации".

Стена, примыкающая к башне, была переделана во время "реставрации" 1960-х. Как видно из рисунков, выполненных до реставрации, стена имела только два выступа и заканчивалась почти у задней кромки башни. Во время "реставрации" стена была продолжена и завершена третьим выступом, который не является частью изначальной конструкции башни. Если осмотреть стенку, то по возрасту камней можно легко заметить границу по которой была продолжена стена.



Стена имела только два выступа План башни. Стена заканчивалась почти у задней кромки башни На фото видна граница между старой и добавленной частями стены.

Каменная плита с надпись вмонтирована в бывшую нишу или окно.

В верхнюю часть башни справа от входа вмонтирована каменная плита с двустрочной куфической надписью. Надпись гласит: "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Долгое время, исходя из этой надписи, башню датировали XII веком. Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера ремонтировавшего сооружение. При осмотре можно заметить, что на этом месте была квадратная ниша или окно. После установки плиты в верхнюю часть ниши был вставлен случайный камень, а зазоры заделаны раствором, который не использовался при строительстве. То, что на месте плиты располагалось окно, косвенно подтверждается и его расположением - ниша располагалась почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.

Плита с надписью не существовала изначально и была вделана в кладку позднее. Края заделаны раствором, который не встречается на передней поверхности башни. Плита расположена почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.

Известковый раствор появился на ребристой части башне позднее, скорее всего в XII веке.

Если сравнить переднюю (юго-западную) и заднюю (северо-восточную) части башни, то можно обратить внимание, что ребристая поверхность задней части была замазана раствором. Часть этого раствора осыпалась, но можно заметить, что он покрывал практически всю заднюю поверхность. На передней части раствора почти нет, и видно, что его там никогда и не было.

Задняя (северная) часть башни, со следами раствора на всей поверхности. Передняя (южная) часть башни с раствором лишь вокруг строительной надписи.

При строительстве башни вряд ли бы стали замазывать ребра - зачем строить ребристую поверхность, чтобы потом выравнивать ее раствором. К тому же остатки аналогичного раствора встречаются и вокруг строительной надписи, вделанной в стену башни в XII веке, а также вокруг отдельных камней появившихся в стене позднее. Таким образом, можно предположить, что со время работ в XII веке была "подреставрирована" и Девичья Башня. Во время работ некоторые старые камни нижней части были заменены (вокруг этих камней можно заметить остатки раствора), вся северная сторона башни замазана известковым раствором, а в существующую нишу была вделана плита с надписью, на которой, скорее всего, увековечено имя мастера, проводившего работы. Какие еще изменения были сделаны в то время, стоит лишь догадываться.

Вход в башню был переделан.

Как видно из старых фотографий, изначально вход в башню был прямоугольным. Во время "реставрационных" работ вход был переделан. Вход был расширен и переделан, а прямоугольный свод был заменен полукруглым. Так как полукруглые своды появились в истории позднее перекрытых, видимо замена была произведена для придания башне более "средневекового" вида.

На открытке начала XX века виден прямоугольный вход в башню. Современный вид входа после реконструкции.

Центральное окно башни было прямоугольным и меньше по размеру.

Башня имеет одно главное окно, которое больше по размеру, чем все остальные. Ныне окно имеет полукруглый верх, но если сравнить окно с изображением на старых фотографиях, то можно заметить, что изначально оно было прямоугольным и меньше по размерам. Форма и размеры окна были изменены во время реставрации 1960-х годов.

На старой фотографии размеры большого окна по высоте совпадали с размерами узкого окна рядом. После реставрации окно стало выше, а его верх приобрел полукруглую форму.

0

8

Архитектурные особенности Девичьей башни (II часть)

Возможно, главное окно служило и входом в сооружение.

Интересной особенностью главного окна является то, что изнутри оно начинается практически от пола, и нижнее основание окна является как бы порогом. Каменный порог довольно стерся - видимо ходили по нему довольно часто. Возможно, перед окном-входом существовала какая-то деревянная платформа, позволявшая подняться на такую высоту. На поверхности башни под окном также сохранились выступающие остатки камней, которые также указывают на существование некой платформы.

С внутренней стороны слева от окна существует ниша около 20 см в диаметре и 70-80 см в глубину. Нижняя часть ниши стерлась полукругом. Возможно, сюда вставлялось бревно, служившее запором для окна-входа.

Главное окно-вход - вид изнутри. Слева находится ниша, которая скорее всего использовалась для запора. Ниша слева от окна. Нижняя часть стерлась полукругом.

Лестница на первом этаже отсутствовала.

Для перехода с яруса на ярус в толще стен башни проходит лестница, которая начинается со второго этажа. Как поднимались с первого на второй этаж по первоначальному замыслу до конца не ясно. Как бы там ни было, в начале XIX века по проекту морского ведомства внутри башни для подъема на второй ярус была возведена деревянная лестница. После "реставрации" 1960-х годов, когда башня была переделана в соответствии с оборонительной концепцией, было объявлено, что с первого на второй ярус люди якобы поднимались по веревке, которая убиралась во время осады. Во время работ весь первый этаж был реконструирован, и ныне для перехода на второй этаж установлена винтовая железная лестница. Однако весьма маловероятно, что построив такое совершенное сооружение, зодчий предоставил людям лазить на пятиметровую высоту второго яруса по веревкам. Объяснять это необходимостью обороны тоже не выдерживает критики. Овладев первым этажом, неприятелю достаточно было устроить там костер, чтобы "выкурить" дымом людей со всех верхних уровней.

Я предполагаю и это вполне возможно, что основным входом в башню служил не нынешний вход, а главное окно. Войдя через него можно было спуститься вниз до второго этажа. Спускаться на первый этаж не было необходимости, т.к. он служил для сбора воды (см.ниже).

Одно из окон было замуровано изнутри во время "реставрации".

Если посмотреть на башню снаружи, то можно насчитать 8 узких окон (плюс одно главное), а если считать окна изнутри, то получается 7 узких окон. На первом этаже ныне нет окон. Окно, открывающееся на первый этаж, было замуровано во время "реставрации" 1960-х годов. То, что окно не было глухим изначально и открывалось внутрь первого этажа видно и из старых рисунков.

8 окон на башне. Нижнее окно ныне не открывается во внутрь. На рисунке видно, что нижнее окно открывалось на первый этаж.

Уровень первого этажа был реконструирован и поднят.

При высоте около 4,5 метров первый этаж башни был фактически в два раза выше, чем все остальные. Выглядел он совершенно по другому, и был существенно переделан во время "реставрации". Во-первых, уровень пола на этаже был поднят почти на метр. Сейчас, при входе а сооружение, приходится подниматься несколько ступенек, чтобы подняться к кассе. Изначально же весь первый этаж находился на уровне пола при входе. Пол сооружения состоял из булыжников и больших камней, и это было важной частью дизайна башни. Ныне пол вымощен каменными плитами. Во-вторых, на первый этаж открывалась керамическая труба, проходящая через все сооружение сверху донизу. Выход трубы был замурован. На первом этаже существовал небольшой проход для выхода в каменный колодец. Он также был заделан. Также было заделано окно, открывавшееся наружу. Ныне в бывшую нишу окна вделан стенд.

Окно на первом этаже на рисунке 1950-х годов. Окно заделано и на его месте установлен стенд.

Окна башни не могли использоваться в оборонительных целях.

Расположение окон на одной стороне башне опровергает некоторые предположения о том, что из них вели оборону. Окна направлены лишь в сторону моря. Изнутри к каждому окну ведут ступеньки, но подступиться непосредственно к окнам очень сложно. Пространство перед окнами сужается и настолько ограничено, что даже подобравшись к окну можно увидеть лишь небо или горизонт моря, но никак не зону под башней.
Через окна проникал направленный свет. Если окна служили бы лишь для освещения внутри башни, то гораздо логичнее было бы сделать их на одном уровне с этажами и гораздо больше. А узкие щели окон, расширяющиеся конусом внутрь сверху вниз, служили для направления солнечных лучей на определенные участки, а не освещения башни вообще.

Щелевидное окно башни, расширяющиеся конусом внутрь сверху вниз. Пространство перед окнами сужается и настолько ограничено, что к окну практически не подступиться.

В день зимнего солнцестояния солнце восходит точно напротив главного окна.

Дни около 22 декабря, когда Солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом, являются днями зимнего солнцестояния. В северном полушарии Земли наступают самые короткие дни, и самые длинные ночи в году. Эти дни имели большое значение в культуре многих народов и служили точками отсчёта для занятия земледелием, строительством, и другими жизненно важными для общества делами. После зимнего солнцестояния световой день начинает увеличивается, скоро наступит весна. Для древних людей это было божественное чудо – победа света над тьмой, зарождение новой жизни. В эти дни проходили различные ритуалы. Очевидно, что Девичья башня также была включена в эти ритуалы и культы Солнца. Именно в день зимнего солнцестояния Солнце восходит прямо по центру главного окна башни. Лучи солнца, проходя вдоль выступа, входят в главное окно и проецируются на противоположной стене. В этой точке на стене сходятся и другие лучи. Возможно, что на этой стене существовало нечто относящееся к ритуалу, например ниша, устроенная с определенной целью. Но к сожалению, это место было также тщательно "отреставрировано", и на стене видны лишь следы новой кладки.

Впервые версию о связи Девичьей башни с днем зимнего солнцестояния выдвинул Аббас Исламов. Чтобы проверить эту версию, мы с ним в течении нескольких лет встречали восход солнца в башне, и делали снимки. Потом часть этих снимков были впервые опубликованы в журнале Azerbaijan International (правда без указания авторства).

22 декабря Солнце восходит прямо по центру главного окна башни. Луч входит в башню через главное окно и проецируется на противоположной стене

В день зимнего солнцестояния солнце последовательно проникает в верхние окна.

Окна башни, находящиеся выше главного окна, расположены по дуге. В день зимнего солнцестояния лучи восходящего солнца проникают в главное окно. Затем, поднимаясь над горизонтом по дуге, солнце последовательно проникает в узкие окна над главным окном - этаж за этажом. Изнутри подходы к окнам расположены под углом к горизонту. Вероятно это было сделано для того, чтобы свет не просто проникал в помещение, но и фокусировался в определенной точке. К сожалению, построенные между этажами перекрытия, не позволяют проследить место пересечения лучей, проникающих из различных окон.

Окна башни, расположенные по дуге Поднимаясь над горизонтом по дуге, лучи солнца последовательно проникает в узкие окна

На выступе башни существовало специальное углубление для направления лучей солнца в главное окно.

Если сравнить фотографии башни до и после "реставрации", то можно заметить небольшое отличие на выступе башне. На выступе существовало небольшое углубление, которое было заделано во время работ. Это углубление может показаться несущественной деталью, но при детальном исследовании можно определить, что оно играло очень важную роль в конструкции башни.

На первой фотографии углубление расположено ниже ребристой части.
На второй фотографии углубление заделано до самой ребристой части. Углубление находилось на одной линии с главным окном и было равно ему по высоте. Овалом выделен участок, который был заделан.

Углубление находилось на одной линии с главным окном и было равно ему по высоте. По форме оно повторяло полукруглую форму верхней части выступа башни. При реставрации же углубление было заделано в соответствии с нижней частью. Новые камни, заделавшие углубление, явно видны на ребре выступа. Для чего служило это углубление? Как известно, окна башни ориентированы на восходящее солнце. Центр башни, главное окно, и углубление находятся на одной линии. Углубление было сделано для того чтобы направить лучи восходящего солнца через главное окно точно в центр башни. Оно играло роль своеобразной "мушки". Обычно солнце восходит по данной линии за несколько дней до дня зимнего солнцестояния. Это могло служить сигналом для подготовки определенных ритуалов.

0

9

Архитектурные особенности Девичьей башни (III часть)

Керамическая труба внутри башни предназначалась для транспортировки небесной влаги.

Внутри башни с верхнего этажа до низу проходит труба, составленная из вложенных друг в друга керамических секций. На каждом этаже имеются ниши, обеспечивающие выход к трубе. Назначение трубы трактовалось по разному. Сторонники оборонной концепции башни утверждали, что это канализационная труба, которой пользовались при осаде. Но внутренние стенки трубы, имея бледно-розовый цвет гончарного изделия слабого обжига, не могли служить канализационными отходами и сохраниться в такой чистоте. Химический анализ керамики также не обнаружил никаких признаков нечистот. По другой версии по трубе подавался наверх газ. Эта версия также не выдерживает никакой критики. Во-первых, под башней и в округе никогда не было газа (доказано геологически). Во-вторых, керамические конические трубы вложены друг в друга узкими частями вниз, т.е. трубы предназначались для транспортировки сверху вниз, а не наоборот.

Как известно, на башне не было изначально перекрытий. На каждом ярусе от вдоль стены проходили лишь выступы шириной около полуметра. На выступах были специальные желоба для воды. По этим желобам вода, собираемая в башне (атмосферная влага), с каждого этажа стекала в керамическую трубу. Внизу башни была устроена специальная система для сбора воды (об этом ниже). Очевидно, что сбор этой чистой небесной влаги, по сути дистиллированной воды, имел какое-то ритуальное значение. Во время "реставрации" выходы трубы на каждом ярусе были переделаны, а в самой трубе проложены электрические коммуникации. По свидетельствам, в 1920-х годах труба еще была лишь частично разбита и открывалась от пола каждого этажа на 15-25 см. В ходе работ щели в нишах были увеличены и ныне достигают до метра в высоту.


На рисунке показана керамическая труба, идущая внутри башни сверху донизу. Труба состоит из вложенных друг в друга керамических секций. Труба имеет выход на каждом ярусе, но сами выходы переделаны во время "реставрации". Ныне щели достигают до метра в высоту.

Источником воды в каменном колодце была атмосферная влага собираемая в башне.

При строительстве Девичьей башни внутри стен был выложен каменный колодец, который открывается на третьем этаже башни. Дно колодца находится ниже уровня башни на 12 метров и пробито в скале, на котором стоит сооружение. Сейчас в колодце нет воды и, скорее всего, источником воды в колодце никогда не были подземные источники. Ичери Шехер беден на подземные воды, и в окрестности Девичьей башни их нет. Трудно предположить, что пробив аккуратное отверстие в скале, находящейся на возвышенности у берега моря, была обнаружена пресная вода, а затем точно над ней была воздвигнута башня, в толще стен которой построили продолжение колодца. Дело в том, что источником воды в колодце была атмосферная влага (дождь, конденсат), собираемая в башне. Накапливаемая по ярусам влага стекала по керамической трубе, проложенной сверху донизу башни. Керамическая труба открывалась на первый этаж и оттуда вода поступала в каменный колодец. После "реставрации", когда была построены своды на этажах и была разрушена система сбора воды, исчезла вода и из колодца.

Один конец колодца открывается на третьем ярусе, другой уходит в скалу. Колодец наполнялся водой, которая поступала по керамической трубе с ярусов башни. Каменный колодец выложен в толще стен башни.

На дне колодца существовал проход на первый этаж.

Если предположить, что вода по керамической трубе поступала на первый этаж, а оттуда заполняла колодец, то колодец должен был бы как-то связан с первым этажом. В старой литературе есть упоминание о проеме в колодец, и чтобы проверить связь колодца с первым этажом Ронни Галлакер и Аббас Исламов опустили в колодец камеру и сделали снимки. В результате внизу колодца, на уровне первого этажа, был обнаружен проход. Ныне находясь на первом этаже обнаружить этот проход невозможно, поскольку он был заделан во время "реставрации", но он четко виден на фотографии, сделанной изнутри колодца. Во время "реставрации" внутри колодца были проложены электрические провода, которые уходили в глубь колодца. Эти провода также проходят через проход и выходят на первом этаже.
Возможно, кроме этого прохода существовала еще какая-то связь (канал) с первым этажом, но для проверки этого требуется более детальное исследование колодца.

Кругом обозначено место прохода, соединяющего колодец и первый этаж. На фотографии, сделанной изнутри колодца, виден проход на первый этаж.

Внутри башни существовала система водосбора небесной влаги.

Если учесть, что в башне существует керамическая труба и работала система транспортировки влаги, то встает вопрос об источнике этой влаги. В первую очередь это небесные осадки в виде дождя и снега. Если снаружи башня сужается к верху, то изнутри она к верху расширяется: диаметр помещения на первом этаже равен 6,25 м, а на последнем 7 м. Так как сверху башня была открыта, то при осадках вода легко проникала в башню, стекала по стенам в желоба на ярусах вдоль стен. Далее по керамической трубе вода поступала на первый этаж и оттуда накапливалась в каменном колодце.
Вполне возможно существовал и второй источник влаги - вода, конденсируемая из воздуха в виде росы. Башня расположена на берегу моря и здесь большая влажность, которая конденсируется в виде росы в утренние часы. Толстые стены и высота башни создавали большую разницу температур снаружи и внутри башни, что также увеличивало конденсирование влаги. Тут можно выдвинуть предположение, которое очень реально, но нуждается в дополнительной проверке. Верхняя ребристая часть башни, имеющая выступы и впадины, участвовала в сборе влаги (как конденсата, так и дождевой воды). Ребристая часть увеличивала поверхность. Кроме того, вода не стекала вертикально вниз, а затекала в щели между камнями и проникала внутрь башни. Как вода проникала сквозь толщу стен, и какая там была система водосбора (желоба, трубы или просто сочилась сквозь стены) пока неизвестно, но существование такой системы очень вероятно. Если обратить внимание на ребристую часть, то камни на ребристой части не так плотно подогнаны друг к другу, как в нижней части башни, и между ними оставлены щели. Кстати, ребристая часть выступа башни (так называемого контрфорса) также увеличивала поверхность водосбора. На старых схемах можно также обратить внимание на следующую деталь. Внутри башни выступы ярусов были шире именно на верхних ярусах, т.е. там где снаружи была ребристая поверхность и возможности для сбора влаги было больше.

Изнутри башня к верху расширяется. Выступы на ярусах шире на верхних этажах. Задняя башни имеет широкую поверхность для водосбора. Ребристая поверхность башни. Камни не плотно подогнаны и между ними есть щели.

Если принять версию о сборе влаги через ребристую поверхность башни, то можно объяснить почему ребристая часть была замазана известковым раствором на задней (северо-восточной) части башни. В XII веке в Баку проводились широкие фортификационные работы. К тому времени Девичья башня утратила свое культовое назначение, и к тому же заметно обветшала. Чтобы включить сооружение в фортификационную систему, работы были произведены и на башне. Одной из особенностей сооружения была проникающая сквозь стены внутрь вода. Тогда же, для уменьшения поступления влаги, вся задняя часть башни, которая обращена на север, северо-восток была замазана известковым раствором. Во время работ были также заменены некоторые камни - их можно определить по характерному известковому раствору по краям. Этим же раствором укреплена и плита с надписью, на котором мастер работ увековечил свое имя: "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Вероятно, система водосбора не была уничтожена полностью - ребристая поверхность на передней части башни не была замазана, и вода в колодце появлялась вплоть до XX века. После "реставрации" 1960-х годов система водосбора была уничтожена окончательно.

На дне башни была спроектирована специальная система водосбора.

Девичья башня расположена на большой скале. Вход в башню расположен не у самого основания, а приподнят от земли. Таким образом, внутри башни от скального основания до уровня входа образуется пространство в виде резервуара. Проведенные в 1962 году раскопки внутри башни показали, что высота этого резервуара 2-2,5 метра, и он был заполнен крупными камнями и булыжниками. Таким образом, уровень пола был поднят до уровня входа при помощи камней и булыжников, и в то же время у основания была создана достаточно пористая поверхность для сбора воды. По керамической трубе вода поступала на первый этаж и скапливалась под полом, а затем она поступала в каменный колодец.

При такой системе существовала одна проблема. В период обильных осадков вода могла бы заполнить весь колодец и резервуар под первым этажом, а затем произошло бы дальнейшее затопление. Чтобы не случилось древний зодчий предусмотрел специальную систему слива. Внизу башни существует специальный канал в толще стен, который выводил излишки воды наружу. Этот канал открывается снаружи в колодец и расположен прямо под входом в башню. Таким образом, даже при обильных осадках, уровень воды внутри башни не превышал определенной отметки, находящейся ниже уровня пола.

Проход слива открывается снаружи в колодец и расположен прямо под входом в башню. Схема основания башни и система водосбора.

Пытаясь восстановить первоначальный дизайн Девичьей башни, иногда приходится рассматривать рабочие версии, которые имеют право на существование, но пока недостаточно фактов для их доказательства. Я решил привести здесь эти версии, в надежде, что дальнейшие исследования башни позволят подтвердить или опровергнуть их.

Возможно вход в башню снизу отсутствовал и был открыт позднее.

По некоторым свидетельствам нынешний вход в башню снизу отсутствовал и был пробит позднее. В таком случае можно предположить, что вход в башню осуществлялся через главное окно, а первый этаж использовался для сбора и хранения воды. Порог главного окна стерт. Это свидетельство того, что через него часто проходили. К моменту прихода ислама все культы и ритуалы проходившие в башне были забыты и башня пришла в запустение. Для подхода к главному окну использовались деревянные платформы, которые также обветшали к этому времени. Во время работ в XII веке платформы были разобраны, а на первом этаже через толщу стен был открыт вход в башню.

Возможно выступ башни не является сплошным.

Считается, что выступ башни, так называемый контрфорс, является сплошным и не содержит полостей. Но, по некоторым косвенным свидетельствам, я не исключаю наличие колодца и помещения в выступе башни. Возможно современные методы исследования позволят исследовать эту версию.


 

0

10

Время и Облик

Невозможно понять истинное назначение Девичьей Башни и задумку древнего зодчего, не изучив первоначальный дизайн башни. Сделать это не просто, так как сооружение реставрировалось и подвергалось переделке несколько раз. Башня строилась как культовое сооружение, однако со временем проводившиеся здесь культы и ритуалы были преданы забвению. Новые поколения пытались приспособить башню под свои нужды. Каждый раз при очередной реставрации она переделывалась под определенную концепцию, все дальше удаляясь от первоначального замысла.
Последний раз Девичья Башня реставрировалась в 1960-х годах. Объявив башню оборонным сооружением, "реставраторы" провели все работы в соответствии с этой концепцией. Всдто время были сделаны наиболее крупные изменения - ярусы были перекрыты сводами, существенно переделан первый этаж, заделаны некоторые ниши, игравшие важную роль. Хотя изменения были произведены достаточно недавно, о масштабе переделок приходиться лишь догадываться, так как из архивов исчезла вся документация о проведенных работах, прибавив еще одну тайну Девичьей Башне.
Еще одна реконструкция произошла в XIX веке. Российское морское ведомство решило использовать башню под маяк и провело некоторые работы в соответствии с этим замыслом. В частности, на башню была нанесена белая полоса, чтобы она была лучше видна издалека, для установки маяка был переделан верх башни, внутри была установлена лестница на второй этаж, а также деревянные балконы при переходе с яруса на ярус.
Известна еще одна "реставрация", произведенная в XII веке. К этому времени, с приходом ислама в регион, башня утратила свое изначальное культовое значение и заметно обветшала. Скорее всего, на этот раз при реставрации из сооружения пытались сделать сторожевую башню. Трудно судить о масштабе всех изменений, но на этот раз была замазана ребристая часть башни на северной и северо-восточной части, а также заделаны отдельные участки сооружения.
При осмотре башни можно заметить следы реставрации и при внимательном изучении определить время произведенных работ. Во-первых, следы скрепляющего раствора, который использовался при строительстве можно увидеть в щелях между камнями - обычно этот раствор не выступает на поверхность фасада. Раствор серого цвета, с большой примесью мелкого ракушечника. При работах в XII веке использовался другой тип раствора. Здесь применялся известковый раствор светлого цвета, который выделяется на фоне более темной кладки. Им замазана ребристая часть башни, а также отдельные участки на ней. Раствором замазаны щели вокруг камней и видно, что он нанесен прямо по поверхности, а не был уложен во время укладки камней. Следы реставрации 1960-х годов можно определить по более светлым камням. К тому же на каждый камень нанесены диагональные насечки, видимо для придания камням более древнего вида.

На фотографии снят участок фасада башни, на котором даже визуально можно определить три вида различных поверхностей. Верхняя поверхность - первоначальная кладка. Камни более темные, различные по размеру и степени изношенности временем. Между швами на фасаде отсутствует раствор.
Средний участок был реставрирован в средние века. Во время этих работ большинство камней было оставлено на местах, но на некоторых участках щели вокруг камней были полностью замазаны известковым раствором.
Нижняя поверхность появилась после реставрации 1960-х годов. Камни кладки были заменены, поэтому они более светлые и более плотно подогнаны друг к другу. На камни нанесены диагональные насечки.

На поверхности башни имеется множество различных элементов, свидетельствующих о том, что первоначальный вид башни несколько отличался от нынешнего. Это, в основном, различные выступы и ниши. Однако сейчас очень сложно определить для чего они предназначались, когда и кем были произведены изменения, и каков был изначальный вид. Возможно, дальнейшее исследование и комплексное применение современных методов анализа позволит более четко определить этапы всех произведенных работ и выявить первоначальный облик башни.

Остатки некой конструкции, примыкавшей к башне рядом со входом. Выступы на фасаде. Вероятно, это часть некоей платформы, существовавшей перед главным окном.

Два ряда ниш на передней части фасада. Вероятно, сюда вставлялись деревянные балки. Ниши на задней части фасада. Возможно, как-то связаны с нишами на передней части, т.к. находятся почти на одном уровне с ними.

А пока рассматриваются новые планы по реставрации башни. Но, учитывая предыдущий опыт работ, к сожалению, нет уверенности в том, что пытаясь обновить сооружение, сделать его более привлекательным в качестве музейного объекта, не будут внесены новые изменения, противоречащие изначальному духу и назначению Девичьей Башни.

0

11

Девичья башня и древние культовые места

Изучая места поклонения и наскальные артефакты по всему Абшерону вместе с Аббасом Исламовым, мы пришли к заключению, что практически все местные культовые сооружения построены на священных местах, которым люди поклонялись в течение нескольких тысячелетий. Вначале нами были исследованы сохранившиеся на Абшероне и Гобустане с эпохи бронзы древние захоронения - курганы, склепы, могилы, выдолбленные в скалах. Вокруг этих захоронений на скалах встречаются различные виды углублений и чашечных знаков. Скорее всего, эти углубления носят ритуальный характер, причем одни и те же виды встречаются по всему Абшерону на значительных расстояниях друг от друга. Затем были обследованы сохранившиеся места поклонения (пиры), культовые сооружения (мечети, мавзолеи) и средневековые кладбища. На скалах, рядом практически со всеми этими местами также были обнаружены древние углубления и чашечные знаки. Это свидетельствует о том, что определенные места на Абшероне считались особо почитаемыми. Обычно это открытые возвышенности со скальным грунтом. Здесь в каменных захоронениях, а это могли быть высеченные в скалах могилы или обложенные каменными блоками склепы, курганы, в эпоху бронзы хоронили людей. Такие захоронения не носят массового характера и, вероятнее всего, принадлежали особо почитаемым членам общества. Сюда приходили на поклонение и приносили подношения, которые оставляли в специальных углублениях на скалах вокруг могил. Эти места люди посещали веками. Часто рядом возникали кладбища - многие хотели быть похороненными рядом с местами поклонения. С распространением новых религий, в частности, ислама, места массовых поклонений были использованы для строительства новых культовых сооружений, мавзолеев.
Могилы, высеченные в скалах тысячи лет назад, встречаются на Абшероне в нескольких местах. В частности, на древнем культовом месте Умидгая, рядом с Нардаранским пиром, в Шагане рядом со средневековым мавзолеем, близ мавзолея в Сураханах, в Нагорном парке на камне Пирвензаре. Кстати, следы древнего ритуала сохранились и до наших дней. Ныне при рытье могил на Абшероне их обкладывают камнем-кубиком, хотя это и не предписано мусульманскими обрядами. Также сохранилась традиция приносить по праздникам на могилы родных сладости.

Высеченные в скале могилы в Умидгая, рядом с Нардаранским пиром. Могила в Нагорном парке внутри камня, называемого Пирвензаре

Пир-мавзолей в Сураханах, внутри которого в скале высечена могила. Могила в скале в Шагане. Рядом расположен средневековый мавзолей

Как известно, Девичья Башня построена на выступе береговой скалы. На поверхности скалы вокруг башни высечены различные колодцы. По характеру их расположения можно определить, что они существовали на скале до строительства башни. У подножия сооружения проглядывается прямоугольное углубление, ныне заваленное камнями и почти незаметное. Это углубление являлось, скорее всего, могилой, подобной тем древним захоронениям, что встречаются на Абшероне.

Колодцы вокруг Девичьей Башни Могила у основания Девичьей Башни

План Девичьей Башни, расположение могилы и колодцев вокруг нее.

Таким образом, могила, высеченная в скале, могла служить тем древним культовым местом, рядом с которым построили Девичью Башню. Судя по всему, колодцы расположены вокруг могилы. Об их назначении можно сделать предположение по аналогии с некоторыми древними захоронениями царствующих особ, найденными в Северной Африке. Там в аналогичные колодцы вокруг могил клали подношения, которые могли понадобиться покойнику в загробном мире. То, что у подножья Девичьей Башни был похоронен почитаемый человек, косвенно подтверждается и группой домусульманских могил, обнаруженной в 1960-х годах на месте так называемой "базарной площади" рядом с башней (кладбище рядом с местом поклонения).
Кстати, дворец Ширваншахов в старой крепости Баку также построен на культовой скале. На территории дворца встречаются чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную форму, соединенные между собой желобками. Такие чашечные углубления бронзового века встречаются и в других культовых местах на Абшероне. На территории дворца Ширваншахов также имеются колодцы, аналогичные колодцам вокруг Девичьей Башни. Причем, по расположению колодцев очевидно, что они существовали на скале до постройки дворца. Известно также, что на этой территории существовало место поклонения (пир) Сюдгуюсу. Следующими древними культовыми местами были возвышенность в Нагорном парке у камня Пирвензаре и скалы на Биби-Эйбате. Там впоследствии появился пир, на месте которого была построена мечеть.

0

12

1. Девичья Башня является уникальным сооружением, не имеющим прямых аналогов в мире. Она проектировалась по единому плану и строилась единовременно как культовое сооружение. В последующие годы, после забвения проводимых в ней культов, она использовалась как сторожевая башня и маяк, а ныне является музеем.

2. В течение веков Девичья Башня подверглась нескольким реставрационным работам. В ходе этих работ были изменены многочисленные детали. Несущественные на первый взгляд, они играли важную роль в функционировании башни, как культового сооружения. Без определения всех произведенных изменений и выявления первоначального замысла зодчего невозможно понять истинного назначения Девичьей Башни.

3. Девичья Башня никогда не была оборонным сооружением в прямом смысле этого слова. Она могла быть использована для наблюдения во время боя, здесь могли хранить какие-то запасы, но она абсолютно не предназначена для активной или пассивной обороны. Об этом свидетельствует отсутствие окон, приспособленных для ведения боя, и удаленность сооружения от крепостных стен. При отсутствии перекрытий между ярусами разместить много людей в башне невозможно, а проникший на первый этаж неприятель мог легко выкурить оставшихся в башне дымом.

4. Широко распространен миф о связи башни с зороастризмом. Для опровержения этого миф, наверное, придется писать отдельную статью. Однако досконально изучая все доводы, я пришел к мнению, что на сегодняшний день нет ни одного серьезного доказательства связи Девичьей Башни с зороастризмом (в основном это ссылки на легенды и на авторитетов, первоисточником которых являются те же легенды).

5. Проводимые в Девичьей Башне религиозные культы были связаны с Солнцем. В частности, особую роль имел день зимнего солнцестояния. Здесь прослеживается связь с языческими культовыми сооружениями и ритуалами в других частях света, например, с известным английским Стоунхенджем и другими. Возможно также, что Девичья Башня играла определенную роль и в день весеннего солнцестояния - на точку восхода солнца в этот день указывают некоторые элементы сооружения.

6. В Девичьей Башне существовала специально обустроенная система сбора атмосферной влаги (дождя, снега, конденсата). Внутри башни изначально отсутствовали перекрытия между этажами, и на ярусах существовали лишь небольшие выступы с желобами. Осадки и конденсат проникали через открытый верх башни, а также ее ребристую часть внутрь сооружения. Собранная на выступах всех ярусов вода по желобам стекала в керамическую трубу, проходящую внутри башни сверху вниз, а оттуда на дно башни. Затем вода заполняла колодец внутри сооружения, излишки выводились по специальному желобу наружу. Собранная вода вряд ли использовалась в бытовых целях, и по версии Аббаса Исламова, открывшего систему водосбора в Девичьей Башне, чистая небесная влага собиралась для проведения религиозных ритуалов.

7. Девичья Башня построена на месте более древнего культа, восходящего к эпохе бронзы. Изучая места поклонения и наскальные артефакты по всему Абшерону, я убежден, что практически все культовые сооружения Абшерона построены на культовых местах, которым люди поклонялись в течение нескольких тысячелетий. Об этом, в частности, свидетельствуют следы деятельности древнего человека на скалах вокруг. Девичья Башня построена на скале, и на поверхности рядом с башней высечены различные колодцы, а также некий прямоугольник, являвшийся, скорее всего, могилой. По характеру расположения колодцев можно определить, что они существовали на скале до строительства башни. Древние могилы, высеченные в скале на культовых местах, встречаются в Нардаране, Шагане, Сураханах и др. поселках. Таким образом, могила, высеченная в скале, могла служить тем культовым местом, рядом с которым построили Девичью Башню.

8. Камни для строительства башни, скорее всего, изготовлялись на каменоломне, расположенной на Биби-Эйбате. Определенные места скального склона усеяны скоплениями обломочного камня. Видно, что здесь тесали каменные блоки. По размеру обломков можно определить, что размер каменных блоков соответствовал размеру камней Девичьей Башни. По цвету и визуальному анализу этот обломочный камень также похож на камни Девичьей Башни, но, конечно, подтвердить это предположение может лишь лабораторный анализ состава камня.

9. К вопросу о дате строительства. Башня не была построена в мусульманский период, т.к. почти все первоначальные мусульманские постройки представляют собой либо мечети, либо оборонительные сооружения, а Девичья Башня не является ни тем, ни другим. Кстати, факт замены некоторых пострадавших от времени камней кладки во время реставрационных работ в XII веке, свидетельствует о том, что башня была построена за несколько веков до этой реставрации. По-моему, дата строительства башни расположена в отрезке от VI века до нашей эры до V века нашей эры. Конечно, разброс довольно большой, но в данный момент трудно дать более точную оценку. Дело в том, что именно этот период истории Баку наименее изучен, предметов материальной культуры, относящихся к нему, обнаружено очень мало. Возможно, это связано с изменением уровня Каспия, в результате чего многие предметы данного периода оказались погребенными глубоко под землей или находятся под водой в Бакинской бухте. В любом случае, дальнейшие археологические находки и современные методы анализа позволят определить дату строительства Девичьей Башни более точно.

0