Добро Пожаловать на Форум комнаты БАКИНСКАЯ_ВИКТОРИНА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Традиции АЗЕРБАЙДЖАНА!

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Ознакомимся немного с нашими традициями..=)


Свадебные обычаи

Родственники жениха, предварительно наведя справки, посылают в дом девушки близкого им человека, который должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый почитаемый, самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Малое сватовство.
Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины - мать жениха с одной из близких родственниц. Считается, что мать может понять сердце девушки. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств - отцы.
Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях.
"На сватовство ночью не идут"
"Чай, которым угощают сватов, не выпивается"
Сватая, говорят: "Дерево девушки - ореховое дерево, каждый может кинуть камень,
"Девичья поклажа - поклажа соли"
С первого раза отец девушки не дает согласия. "Дверь невесты - дверь шаха. Я должен посоветоваться с дочерью, ее матерью, близкими родственниками, затем дать вам окончательный ответ", - говорит он.
Когда спрашивают мнение девушки, она молчит. Говорят молчание - знак согласия. Однако окончательного согласия не дают. Согласие дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

Сватовство.

Отец жениха приглашает в дом близких людей - своих братьев, братьев жены и других родственников.
Посоветовавшись с ними, принимает общее решение о сватовстве.
Сестра или невестка жениха встречаются с девушкой, узнают ее мнение. Затем, придя к матери ее, говорят: "Мы придем к вам такого-то числа на сватовство". Мать невесты передает эту новость своим домашним. Зовут домой близких родственников. Они советуются, затем, придя к согласию, интересуются мнением девушки. Мнение девушки спрашивает близкий ей человек: сестра, невестки, мать или близкая подруга. Обычно девушка выражает свое согласие фразой: "Как вы скажите".
Сваты приходят в назначенный день. После общих разговоров они открывают цель своего визита.
Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то говорят: "Дайте нам подумать, посоветоваться, придти к согласию, сегодня же вы наши гости".
Через некоторое время родственники жениха снова во второй раз приходят в дом девушки. И снова они заранее предупреждают: "мы собираемся к вам".
В этот раз родственники девушки дают свое согласие. Заранее приглашают близких родственников, соседей.
Сваты приходят. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже рассаживаются. Здесь присутствуют как мужчины, так и женщины. Все, кроме матери невесты. Она заходит в комнату, но не садится.
Через некоторое время после общих разговоров один из родственников жениха подводит разговор к основной теме. Обращаясь к родственникам невесты, он спрашивает их: "Теперь, что вы скажите, каково ваше окончательное решение?".
Обычно ответ дает один из дядей невесты, после слов: "Ну, раз вы открыли нашу дверь; мы давно знакомы и пр.", он говорит: "Пусть будут счастливы" или "Пусть благословит их Аллах".
Сидящие за столом говорят: "Аминь". Новые родственники поздравляют друг друга.
Сестра или невестка девушки приносит чай. Все пьют "сладкий чай". Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестра или невестка идут к подруге невесты. Потому, что во время сватовства девушка не бывает дома. Они поздравляют девушку и проводят ее домой. Дома, когда ее поздравляют братья, родители, обычно она плачет.

Маленькое обручение.

После сватовства и получения согласия в течение месяца родственники жениха приходят в дом невесты для маленького обручения.
Как всегда, заранее оповещают родителей невесты. На маленькое обручение собирается 25-30 человек: в основном это подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты.
Приходят родственники жениха, приносят с собой кольцо, платок и сладости.
Сестра жениха, его брат, невестка или отец надевают кольцо на палец невесты, накидывают платок на ее плечи, затем дает надкусить что-то из сладостей невесте, а вторую половину относит жениху.
Затем начинается праздничное застолье, веселье. Стол сладкий.
После ухода родственников жениха начинается девичник. Невеста по очереди кладет правую руку на голову незамужних подружек, дает им примерить свое кольцо. Говорят, кто из них первый примерит кольцо, та первой и замуж выйдет.
Затем подружки расходятся, они несут с собой сладости. Ложась спать, они кладут себе под подушку две одинаковые сладости. Говорят, тогда во сне можно увидеть суженного.

Большое обручение.

Через несколько месяцев отмечается большое обручение. К нему сторона жениха готовится заранее.
На обручение покупают и приносят все нужное для невесты. Все кроме обуви. Ее через некоторое время приносит в дом невесты свекровь.
Очень часто расходы на обручение берет на себя дом жениха. Они посылают в дом невесты мясо, масло, муку, зелень и все нужное из продуктов, кроме лука. Говорят, лук к горечи.
Подарки в дом невесты приносятся на подносах и в чемоданах, украшенных красными лентами.
После окончания празднества и ухода гостей, близкие собираются вокруг невесты. Им показывают подарки, они поздравляют невесту.

Ответный визит.

Приблизительно через 2-3 месяца после обручения возвращают подносы. Для этого эти подносы украшаются. Один поднос готовится для жениха. На второй поднос кладутся подарки для мужчин: сорочки и пр. Третий поднос предназначен женщинам: здесь духи, отрезы, шали и прочее. На остальные подносы кладутся сладости, испеченные дома.
Дом жениха оповещается заранее.
Здесь заранее готовятся к приему гостей, зовут пять-шесть близких родственниц, накрывают стол.
Со стороны невесты приходят пять-шесть близких родственниц - сестры, тети, невестки и другие.
В конце перед уходом кто-то из пришедших открывает подносы и говорит, какие подарки кому из родственников невесты предназначены. Мать невесты благодарит их. Часть принесенных сладостей она раздает родственникам и соседям.

Праздничные подарки.

До свадьбы к каждому празднику невесте приносят праздничные подарки. Особенно интересно и радостно проходит поздравление с праздником Новруз. В дом невесты с подарками приходят или вечером в последний вторник или в день праздника. Приносят платье, платок (что-то из них должно быть красного цвета), какую-либо драгоценность и барашка с выкрашенными хной рогами. Кроме этого на подносах приносятся пахлава, шекербура, гаттама и прочие национальные сладости, орехи, хурма и другие фрукты, а также семени (проросшие зерна пшеницы), украшенные свечками, корзинки. Невесте приносят хну и окрашивают ею руки, ноги, волосы.

Предсвадебный разговор.

Отец жениха оповещает родителей невесты: "В такой-то день будьте дома, мы придем к вам на переговоры". Обычно о свадьбе договариваются мужчины. Со стороны жениха присутствуют отец, дядя, брат или другие близкие родственники. Принимают участие также отцы подруги невесты и друга жениха. Здесь назначается день свадьбы. Договариваются, кто будет вести свадьбу, какие музыканты будут играть на ней. Свадебные расходы берет на себя сторона жениха. Иногда родители невесты отказываются от этого. Однако родители жениха все же стараются помочь или могут взять на себя хоть какие-то расходы по свадьбе невесты.
После того, как стороны приходят к согласию, они расходятся с добрыми пожеланиями.

Приданое.

За 2-3 дня до свадьбы в дом жениха прибывает приданое невесты. Приданое привозят братья невесты, ее двоюродные братья, друзья жениха. Мать жениха одаривает брата невесты. Затем сестра невесты и одна-две близкие родственницы наводят порядок, расставляют приданое, украшают дом. После этого на некоторые из вещей невесты привязывают красные ленты. Свекровь преподносит им подарки.

Приготовление Фетира.

За несколько дней в доме невесты начинаются приготовления к свадьбе. С утра женщины принимаются печь фетир (сдобные лепешки). Девушки помогают им.
Приходят родственницы жениха во главе с его матерью. Они приносят подарки женщинам. Вечером в доме невесты режут барана. Молодежь жарит шашлык, готовит хаш.
Готовится помещение для свадьбы. Расставляются столы и стулья. Свадебное помещение украшается коврами. Идут приготовления к завтрашнему дню.


Кто не знает прочитайте, интересно=) Я часть наших обычаев именно Свадебных показывала университете, когда представляла Азербайджан на фестивале Дружбы народов=) Даже Свадебное платье нашла специально, только современное))По мо-ему самое интересное из обычай это Свадебное) Не поленитесь и прочтите... )

0

2

О традиционном гостеприимстве в азербайджанской семье

Обычаи гостеприимства (гонагпэрэстлиг, гоногпэрвэлик), имеют глубокие исторические корни, присущие всем народам мира.
Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.
Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало.
У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.
Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа, встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушаться" ("Гонагы кэлмэйэн гара эвлэр йыхылса йей").
Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в Барде, писал:


Шекер-бура шептались с кончиками зубов,
И заставляли поедавших сладости навострить зубы.
Свежее зажаренное на огне мясо с ароматом специи,
Да еще яства, распространявшие аромат мускуса.
Из закусок - все, что драгоценно,
И померанцы, и айва, и гранат, а также и апельсин,
Певец словно Зухре во время пения,
Кувшины сверкали как Юпитер!

В древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Очень интересно, что этот обычай отмечается и в поэме Низами Гянджеви "Хосров и Ширин" ("сунуть хлеб в суму").
Гостеприимство местного народа нашло свое отражение в произведениях Физули (XVI в.): "Суфрэмэмэ чэр бир гонаг кэлсэ хэчэлэт чэкмэрэм, фэрги йох, йа турк кэлсин, йа эрэб, йа эчэм" (Если придет к моему столу гость, стыдиться не буду, независимо будет он турок, араб или иноверец).
Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, военного губернатора города Шемахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе, М.Ю.Лермонтова в Кусарах, прфессора Казанского Университета И.Березина у А.Бакиханова и т.п.
Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шемахи Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда; по моему счету их было 140. когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаниями, так что в обе перемены было подано 290 блюд".
Немецкий ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм огнепоклонников в Сураханах и был приглашен в гости населением сел. Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна. Здесь нас ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном караван-сарае, среди погонщиков".
О гостеприимстве азербайджанцев имеются значительные литературные сведения и в источниках XIX в. После присоединения Азербайджана к России русских чиновников, ознакомившихся с бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом обычае.
В одном из архивных документов "Описание Кубинской провинции 1832 г. Ф.Л. Шитникова" читаем: "Похвальные стороны характера (речь идет о жителях Кубинской провинции) их есть строгое соблюдение правил их религии, гостеприимства, покровительства и оказание убежищ от гонения".
Другой автор, описавший Ширванскую провинцию, отмечал: "Гостеприимство у азербайджанцев священно: всякий почитает за долг принять гостя по возможности лучше".
Подробное описание гостеприимства населения Апшерона в сороковых годах XIX в. оставил И.Березин (проф. Казанского университета), будучи в Бузовнах.
О широком распространении гостеприимства азербайджанцев первой половины XIX в. имеются подробные упоминания и в трудах поэта-сатирика Г.Закира. Обратимся к некоторым из этих стихов:

Можно сэкономить масло, рис,
Но не пожалей для гостей что имеешь !
Для ночлега имею богатую комнату
И достаточно плова для гостей.

Привлекает внимание и описание гостеприимства шемахинского бека Махмуда великим французским писателем А.Дюма, в середине XIX века. Он пишет, что дом Махмуд-бека, куда его пригласили, по своей красоте отличался от тех домов, которые он видел в Дербенте и Тифлисе. Восточный зал этого дома был настолько красив, что он, по его словам, не мог найти слов описать его красоту.
По этнографическим данным установлено, что одно из черт гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX в., где мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей, из шелковых материй, протканных золотыми цветами".
Убежища (аман эвляри), построенные для заблудивщихся в горах, уставших, отставших в пути ночью путешественников, и теперь сохранились в горах Азербайджана, как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его, предоставляя путникам кров, даже в отдаленных от села местах.
В этнографической действительности азербайджанцев установлены некоторые традиционные способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они разделялись на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксаккалы). Они несли руках "хончу", завернутую в красную материю, (образцы материи, которой укрывали хончу, хранятся в этнографическом Музее истории Азербайджан). В хончу клали хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости. Вторая группа, состаявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали щербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх ковров - тирма-зархара.
По другому обычаю, когда гость въежал в город у его ног резали овцу (с привязанным к рогам лентами). Кровь овцы проливалась под ноги коня гостя, последний опускал руку в кровь и перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся.

0

3

Азербайджан - обычаи и традиции

--------------------------------------------------------------------------------

Раньше в азербайджанских равнинных селениях дома ставили близко друг к другу. От улицы они были отгорожены высоким глиняным забором.
Традиционное национальное блюдо — плов. Существует более 50 видов плова с бараниной (самый популярный), с курицей, фруктами, изюмом. Азербайджанцы любят чай. Его разливают в специальные стаканчики, узкие внизу и расширенные кверху, чтобы напиток дольше не остывал. К чаю подают пахлаву, пироги из слоёного теста, козинаки и другие восточные сладости.
В Азербайджане сохранились национальные традиции проведения праздников. Так 21—22 марта обязательно отмечается Новый год — Новруз-Байрам. Ночью молодёжь разжигает костры. Ходят ряженые по домам с поздравлениями, в каждой семье их угощают.
В дни Курбан-байрама (праздник жертвоприношения) принято раздавать милостыню, поздравлять старших, поминать умерших, посещать их могилы.
Столица Азербайджана — город Баку. Это очень древний город. В его старой части сохранились уникальные архитектурные памятники: Дворец Ширваншахов (правителей древнего государства), старинная сторожевая башня — Девичья башня. В современной части города к морю спускаются широкие улицы и проспекты. Вдоль них растут кипарисы, олеандры, миндальные деревья, акации и маслины. Приморский бульвар и набережные — любимые места отдыха горожан.
Второй по величине город страны — Гянджа.
Азербайджан находится в юго-восточной части Закавказья. На востоке омывается Каспийским морем. 2/з территории занимают Кавказские горы, но есть и равнины. Крупная река — Кура. Климат жаркий. Основа экономики — нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Выращивают зерновые и технические культуры, фрукты, овощи, виноград. Развито шелководство.
Столица Баку расположена на берегу Каспийского моря.

0

4

ЧАЙ           
 
Традиции чаепития в Азербайджане

... И другие ипостаси
У каждого народа есть свой ритуальный напиток. У азербайджанцев это -- чай. Он сопровождает их всю жизнь. Ни одно важное событие -- от рождения до похорон -- не обходится без чая. При этом само чаепитие, в отличие от японской, английской или китайской традиций, не является какой-то особой церемонией.

В Азербайджане чай пьют из особых стаканчиков, которые называются "армуды", то есть "грушевидный". Они действительно по форме напоминают грушу: верх и низ широкие, а "талия" -- зауженная. Объяснений необычной формы этого стакана множество. Мол, удобно держать в руках, напоминает девичью фигуру и т. д.

На самом деле причина вполне прагматична: чай в нижней части стакана остывает медленнее, чем в верхней. И таким образом температура остатков на дне стакана такая же, как и в самом начале чаепития. В этом смысле армуды является поистине чудом древнего азербайджанского дизайна: красивая форма обусловлена функциональностью. 

В связи с армуды в Азербайджане сложено немало легенд, как древних, так и новых. Одна из наиболее современных связана с нефтедобычей. Мол, некие европейцы, добывавшие нефть где-то в Сахаре, столкнулись с серьезной проблемой: нефтехранилища регулярно взрывались. Связано это было с тем, что под палящим африканским солнцем нефть в цистернах начинала испаряться, а нарастающее давление просто разрывало металлические стенки. И вот некий инженер, бившийся над разрешением этой проблемы, случайно попал в Азербайджан, зашел в чайхану, увидел армуды -- и его осенило. Вернувшись в Сахару, он изменил форму цистерн, сделав их грушевидными. С тех пор взрывы прекратились.

Так это или нет, сказать трудно

0

5

Культура.

Культура Азербайджана уходит корнями в древние времена, что подтверждается петроглифами на камнях Гобустана, Гамигая в Нахчиване, на горе Далидаг в Кельбаджаре; древней керамикой эпохи неолита и бронзового века, орнаментами и утварью из бронзы, изделиями из золота и серебра, найденными в многочисленных захоронениях и поселениях.

Древние культы (анимизм, культ предков и т.д.) в Азербайджане были в процессе развития вытеснены религией зороастрийцев к середине 1 тысячелетия до н.э. Будучи одной из самых древних религий на планете, зороастризм исповедовал концепцию дуализма, которая управляет миром (добро и зло, Ахурамазда и Ахриман). Одной из главных духовных обязанностей поклонников зороастризма была концепция выбора. Новруз стал одним из самых главных праздников, который переводится как «новый день», приближающийся с победой добра над злом. По истечении веков Новруз потерял значение зороастрийского праздника, и сегодня является в Азербайджане праздником весны, который наступает в день весеннего равноденствия 21 марта. Этот праздник отмечается в течение нескольких недель.

В средневековье стали возникать города как главные культурные, политические, административные и торговые центры. Такими городами были Шамахы, Гянджа, Баку, Барда, Шеки, Тебриз, Нахчиван, Шабран, Ардебиль, Марага, Гябяля, Бейлаган и др. Средневековые авторы называли Азербайджан страной ста городов. К 5 в Кавказская Албания уже имела свой письменный алфавит. Албанский летописец Муса Каланкатуйский написал «Историю Агвана» в 7 в включающую поэму албанского поэта Давдака «На смерть Великого князя Джаваншира».

В конце 7 начале 8 вв, когда подавляющая часть городского населения приняла ислам, появилась новая культура, и албанская письменность была заменена арабской. По стране было открыто множество мусульманских образовательных институтов, мектеб или мадраса, где арабский язык изучался наряду с Кораном, математикой, медициной, астрономией, философией и другими науками. В течение этого периода и впоследствии в стране велись интенсивные строительные работы. Многие культовые здания (церкви, мечети), мосты, замки, крепости, ирригационные строения появились в течение 11-12 вв, обозначив период возрождения Азербайджана.

В эту эпоху жили поэты, мыслители, архитекторы, такие как философ Бахманьяр, историк Масуд Ибн Намдар, архитектор Абубакр Аджеми, поэтесса Мехсети Гянджяви и великий поэт и философ Низами Гянджяви, поэт и мыслитель Хагани и другие. В это самое время окончательно сформировался тюрко-огузский эпос «Китаб-и-Деде Коркуд»; широко распространенными развлечениями повсюду стали шахматы, нарды, игра в поло. Почти в каждом городе находились «зорханы», спортивные залы. Благодаря этому периоду, мы наслаждаемся такими замечательными архитектурными сооружениями, как бакинская Девичья Башня, мавзолеи Нахчывана, канега на реке Пирсаат и многие другие.

Интенсивное развитие культуры продолжалось и далее в 13-15 вв несмотря на войны и вторжения. На азербайджанском языке были созданы такие шедевры поэзии как «Диван», (собрание стихов) поэта Хасаноглу, «Киса и Юсуф» поэта Али. В Мараге была построена большая обсерватория по инициативе великого азербайджанского астронома, ученого и философа Насреддина Туси, которого считали наставником многие последующие астрономы мусульманского мира. Обсерватория была оборудована устройствами и приборами, прежде неизвестными науке, сконструированные самим Туси. В тот же самый период музыканты Сафиаддин Урмави и Абдулгадир Марагаи создали оригинальную и не имеющую себе равную музыкальную нотную систему.

Культура этой эпохи знаменательна своими выдающимися личностями, философами и поэтами такими как Имамаддин Насими, Бадр Ширвани, Абдуррашид Бакуви, Сеид Яхья Бакуви. Знаменитый историк Рашидаддин и другие жили в это время. Многие известные личности – поэты, математики, философы – развили высшие принципы суфийской философии, часто скрываемой любовной лирикой. Такие суфийские философы, как Насими и Бакуви, обогатили культуру универсальных ценностей.

В эпоху Сафавидов (16 в) искусство миниатюры и каллиграфии получили новый импульс. В этот период расцвела одна из самых известных школ миниатюры на востоке, Табризская школа и ее ярчайший представитель Султан Мухаммад (16 в). Поэма Мухаммада Физули (1494-1556) «Лейли и Меджнун» явила собой образ поэтической вершины. Также развивалось устное фольклорное творчество. Эпос «Кероглу» был очень популярным в регионе а личность этого легендарного народного героя была такой популярной, что существует несколько предполагаемых мест его легендарной крепости Чянлибель.

В Азербайджане в течение средневековья прикладные ремесла - глазурованная керамика, изделия из металла, цветное стекольное производство, искусство ковроткачества и текстиль – стремительно развивались. Эти произведения широко экспортировались, и их выдающийся образцы хранятся в настоящее время в ведущих музеях мира (Эрмитаж, Лувр, Топкапы, Музей Виктории и Альберта, Метрополитен Музейи др.).

Слава местных ремесленников способствовала тому, что их часто приглашали на работу в другие страны, а в течение войн они уводились насильно. К примеру, азербайджанские зодчие, медники, каллиграфы и архитекторы принимали участие в строительстве многих архитектурных шедевров Самарканда, Шахрисабза, Ирака и Индии.

После того, как Азербайджан стал частью российской империи, началась эпоха сильного европейского культурного влияния. Оно отразилось в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, образовании и т.д. В 19 в вышло в свет первое научное исследование истории Азербайджана «Гулистани Ирам», написанное А.А. Бакихановым. В то же самое время Мирза Фатали Ахундов (1812-1878), основатель азербайджанской драмы и современной азербайдажнской литературы, стал известен благодаря своим реалистическим новеллам и драмам. В 1874 г вышла первая газета на азербайджанском языке, «Экинчи» издателем газеты был известный педагог и просветитель Гасан бей Зардаби.

В марте 1873 г состоялась премьера первого театрального представления на азербайджанском языке, а в 1866 г открылась первая грамматическая школа. Позднее в 1864 г в Баку была открыта первая женская грамматическая школа. В 19 – начале 20 вв уже издавалась целая серия газет и журналов на азербайджанском языке: Хуммет, Такамюл, а также на русском – Бакинский Рабочий, Каспий. Сатирический журнал Молла Насреддин, издаваемый писателем Д. Мамедкулизаде, пользовался большим успехом. Не только в Азербайджане, но и на всем мусульманском Востоке многие выдающиеся деятели культуры сотрудничали с этим журналом, среди которых известный художник-карикатурист Азим Азимзаде, поэт-сатирик М.А. Сабир, поэт Алигулу Гамкюсар и др.

Премьера первой национальной оперы «Лейли и Меджнун» композитора У. Гаджибекова прошла 12 января 1908 г. 25 октября 1913 г состоялась премьера национальной комедии «Аршин мал алан». Выдающимися мастерами национальной театральной сцены того периода были Гусейн Араблинский, Гусейнгулу Сарабский, Мирза Ага Алиев и Сидги Рухулла. В тот же период была заложена основа современного изобразительного искусства Азербайджана. У его истоков стояли художники Бахруз Кангарли и Азим Азимзаде. Архитекторы Плошко, Скибинский, Гославский, Ахмедбей Зивербеков построили такие выдающиеся объекты как нынешний Кукольный театр, здание Бакинской мэрии, Музей истории, Музей искусств, Национальную академию наук, Театр оперы и балета, мечеть Джума в Шамахе и др.

С началом советского периода в Азербайджане появилось новое направление в архитектуре конструктивизм, которое нашло отражение в архитектуре Баку (Щусев и братья Веснины), на примере здания нынешнего банка Standart и других зданий города. Национальная архитектурная школа развивалась под творческим влиянием Усейнова, Дадашева, Касимзаде, Исмайлова и Шульгина.

Поэты, писатели и драматурги того времени Гусейн Джавид, Микаил Мушвиг, Аббас Саххат, Юсиф Чаманзаминли, Мамедсеид Ордубади, Джафар Джаббарлы и другие обогатили национальную литературу Азербайджана. Композиторы Кара Караев, Ниязи, Фикрет Амиров и Ариф Меликов оказали огромное влияние на развитие современной национальной музыкальной культуры. Такие композиторы и джазовые музыканты как Вагиф Мустафазаде, Азиза Мустафазаде, Рафик Бабаев и другие начали использовать в своей музыке традиционные мотивы.

Наиболее известными художниками и скульпторами нового периода стали Микаил Абдуллаев, Саттар Бахлулзаде, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Алекпер Рзакулиев, Фуад Абдурахманов, Токай Мамедов, Омар Эльдаров. Они являются лишь частью очень интересной национальной художественной школы. Известными современными кинорежиссерами являются Гасан Сеидбейли, Расим Оджагов, Ариф Бабаев, Аждар Ибрагимов и другие. Список прославленных писателей включает имена Максуда и Рустама Ибрагимбековых, Натига Расулзаде, Эльчина, Чингиза Абдуллаева и других.

0

6

Kaspiy.az:: Наследие
ПАЛЬМУ ПЕРВЕНСТВА "ДЕРЖАТ" САМЕД ВУРГУН И СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
10-29 23:08
О поэзии вообще можно говорить много. Это волнующий душу будоражащий "океан", это спокойное, ровное "море" или мягко льющийся родник, или бурлящая горная речка. У каждого поэта поэзия звучит по-разному и зависит от его внутреннего мира, темперамента и интеллекта.. Объективно на поэта влияют время, эпоха и исторические события, в которые он живет, какая культура доминирует в данном обществе и даже в каком государстве он живет.
Был период, особенно в конце XX века, когда поэзия в Азербайджане переживала не лучшие времена. Она как будто "обесценилась". На это повлияли политическая и социально-экономическая ситуация в стране. Поэтические сборники видных и известных азербайджанских поэтов и классиков как будто потеряли свою значимость, пылились на полках магазинов и библиотек, и их можно было купить за бесценок. Сейчас ситуация изменилась в положительную сторону, и уже можно говорить о резком скачке развития поэтического творчества в стране.
Недавно в Баку был проведен "поэтический" опрос некоторых его русскоязычных жителей и опрошено 41,7% лиц мужского пола и 58,3% лиц женского пола. По социальному положению по четверти опрошенных составили представители интеллигенции и госслужащие. По 16,7% респондентов опрошены студенты и рабочие, по 8,3% – были домохозяйки и пенсионеры.
Половина опрошенных имели высшее образование, по 16,7% – среднее и неполное высшее образование, по 8,3% респондентов опрошены со среднеспециальным и среднетехническим образованием.
Половина респондентов были молодые люди в возрасте 23-30 лет, по 16,7% опрошенных имели возраст 18-22 лет и 31-40 лет, по 8,3% – опрошены в возрасте 41-50 лет и выше 60 лет.
На вопрос "Любите ли вы поэзию?" более половины опрошенных (58,4%) ответили положительно. Треть респондентов отметили, что им не очень нравится поэзия. Остальной части поэзия не нравилась.
Вопрос "Творчество каких поэтов вы предпочитаете?" имел разные мнения. Здесь даже наметился рейтинг. Более всего предпочитались респондентами стихи С.Есенина. Его назвали около половины опрошенных (41,7%). Видно не зря так трепетно бакинская интеллигенция относится к творчеству С. Есенина. Трети респондентов нравится творчество В.Высоцкого. По четверти опрошенных нравится лирика М. Цветаевой и А. Ахматовой. Столько же – предпочитают читать просто понравившиеся стихи, 16,7% респондентов нравится поэзия
А.Пушкина. Также назывались М.Лермонтов, А.Блок, Б.Пастернак, А.Дюма, С.Вургун, Вагиф и другие. Следует учесть, что многие предпочитали нескольких поэтов.
Вопрос: "Каких азербайджанских поэтов вы знаете?" имел также свой рейтинг. Половина опрошенных назвали Самеда Вургуна. Трети респондентов запомнился Низами. Четверть опрошенных "вспомнили" Микаила Мушфига. Интересно, что столько же не вспомнили никого. По 16,7% – "набрали" Физули, Вагиф, Алиага Вахид. Некоторые респонденты назвали также Мирзу Алекпера Сабира, Аббаса Саххата, Наби Хазри, Расула Рзу, Абдуллу Шаига и др.
Интересно, что из современных азербайджанских поэтов так и не прозвучало никаких имен. А жаль. Ведь получается, что современной поэзией опрошенные почти не увлекаются.

0

7

Чародейка,подскажите пожалуйста.Жених может ли прервать свадьбу,если у него есть сын от другой,поймут ли его люди.и что будет если он расстроит эту свадьбу.очень нужно

0

8

есть ли вообще на этот счет какие-нибудь лазейки в обычаях.И что для этого народа должно быть выше детей?Не осудят ли его люди

0