Архитектурные особенности Девичьей башни (I часть)
Как известно, Девичья Башня, один из самых значительных памятников Баку, хранит немало тайн. В частности, до сих пор неизвестно ни точное назначение, ни дата строительства сооружения. Существующие версии и догадки зачастую относятся к жанру ненаучной фантастики, и не учитывают конструктивные и архитектурные особенности башни. Проведенные в различное время переделки и реставрационные работы, существенно изменили первоначальный замысел зодчего, что также затрудняет изучение башни. Кроме того, после последних работ, произведенных в сооружении в середине 1960-х годов, из архивов исчезла почти вся документация по изменениям, и теперь о масштабе переделок приходиться лишь догадываться. Чтобы как-то восстановить первоначальный замысел, ниже я дал описание некоторых особенностей сооружения, имеющих большое значение при изучении башни. При этом были использованы новые версии и факты из книги "The Maiden Tower in Baku" Аббаса Исламова (с ним меня связывает давняя дружба и совместное исследование древних памятников Апшерона. Кстати, скоро выйдет в печать русская версия книги, основные тезисы которой, касающиеся Девичьей Башни, использованы здесь с согласия автора), а также некоторые собственные наблюдения. Описывая архитектурные особенности, я пытался не касаться описания ритуалов, которые могли проходить в башне.
Девичья Башня не имела перекрытий между этажами и была полой внутри.
Одной из главных переделок, изменивших первоначальный облик и замысел зодчего, явилось строительство перекрытий внутри сооружения. Первоначально башня не имела перекрытий между этажами. Это видно и из рисунка Кемпфера (1683 год), показавшего сооружение в разрезе, и из рисунков, опубликованных до "реставрации" 1960-х годов, и из рассказов старожилов, видевших башню до реставрации.
Рисунок Кемпфера (1683 год), на котором башня показана в разрезе. Своды отсутствуют. Рисунок Бретаницкого (1950-е), выполненный до реставрации.
Вместо перекрытий вдоль стен проходили узкие кольцевые выступы (до 80 см в ширину), разделявшие башню на 8 ярусов. В выступах были специальные желоба для отвода воды. Не имея возможности объяснить предназначение башни, "реставраторы" во главе с Мамиконовым объявили ее оборонительным сооружением, и в 1960-х годах провели всю реставрацию, а по сути переделку, в соответствии с этой концепцией. Предположив, что защитники башни прятались на этажах во время осады, реставраторы перекрыли все этажи каменными сводами, уничтожив первоначальный замысел.
Девичья башня сооружалось единовременно как единое сооружение.
Композиционный объем башни состоит из двух частей - гладкой нижней и ребристой верхней. Исходя их этого некоторые исследователи выдвигали предположение, что башня строилась в два этапа - вначале была построена нижняя часть, а через несколько веков верхняя. Однако изучение пропорций и конструкции башни, закономерность и взаимосвязанность частей не оставляет сомнений в том, что башня строилась по единому замыслу, в один и тот же период времени. Рассмотрим пропорции башни. Если обозначить высоту ребристой части главного цилиндра башни через А, а гладкую часть через В, то те же пропорции соблюдаются и в вертикали примыкающего к башне выступа, но наоборот - гладкая часть выступа равна А, а ребристая В. Диаметр башни D равен А, длина выступа В. Таким образом, всю башню можно вписать в квадрат.
Соотношение А и В достаточно близко к "золотому сечению", при котором большая часть отрезка относится к меньшей, как сумма к большей части (А+В/А = А/В). Принято считать, что объекты, содержащие в себе "золотое сечение", воспринимаются людьми как наиболее гармоничные, и им широко пользовались в античном мире. В частности, считается, что пропорции пирамиды Хеопса, древнеегипетских храмов, а также древнегреческого храма Парфенона соответствуют соотношениям "золотого сечения".
Интересно расположение главного окна башни. Если рассмотреть развертку башни, то можно обратить внимание, что главное окно спроектировано в центре развертки. Оно как бы делит нижнюю гладкую и верхнюю ребристую части на две равные половины.
Таким образом, используя различные архитектурные приемы, древний зодчий, творец этого сооружения, сумел добиться сильной художественной выразительности, слив в единую композицию два решенных по разному вертикальных объема.
Пропорции башни. Главное окно расположено в центре сооружения.
Стена с двумя выступами является составной частью башни.
Обычно, когда описывают башню, указывают на большой цилиндрический объем и выступ, примыкающий к башне. Однако башню нельзя рассматривать без примыкающей к ее задней части стены с двумя выступами. Эта стена никогда не была частью крепостных стен, как ее иногда пытаются представить (на старых планах города можно заметить, что башня находится внутри крепостных стен и не примыкает к ним). Она является составной частью конструкции башни, хотя назначение ее до конца еще не изучено.
Стена с двумя выступами являлась составной частью конструкции башни. Из плана видно, что крепостные стены не примыкали к башне, проходя в стороне от нее.
Стена, примыкающая к башне, была достроена во время "реставрации".
Стена, примыкающая к башне, была переделана во время "реставрации" 1960-х. Как видно из рисунков, выполненных до реставрации, стена имела только два выступа и заканчивалась почти у задней кромки башни. Во время "реставрации" стена была продолжена и завершена третьим выступом, который не является частью изначальной конструкции башни. Если осмотреть стенку, то по возрасту камней можно легко заметить границу по которой была продолжена стена.
Стена имела только два выступа План башни. Стена заканчивалась почти у задней кромки башни На фото видна граница между старой и добавленной частями стены.
Каменная плита с надпись вмонтирована в бывшую нишу или окно.
В верхнюю часть башни справа от входа вмонтирована каменная плита с двустрочной куфической надписью. Надпись гласит: "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Долгое время, исходя из этой надписи, башню датировали XII веком. Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера ремонтировавшего сооружение. При осмотре можно заметить, что на этом месте была квадратная ниша или окно. После установки плиты в верхнюю часть ниши был вставлен случайный камень, а зазоры заделаны раствором, который не использовался при строительстве. То, что на месте плиты располагалось окно, косвенно подтверждается и его расположением - ниша располагалась почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.
Плита с надписью не существовала изначально и была вделана в кладку позднее. Края заделаны раствором, который не встречается на передней поверхности башни. Плита расположена почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.
Известковый раствор появился на ребристой части башне позднее, скорее всего в XII веке.
Если сравнить переднюю (юго-западную) и заднюю (северо-восточную) части башни, то можно обратить внимание, что ребристая поверхность задней части была замазана раствором. Часть этого раствора осыпалась, но можно заметить, что он покрывал практически всю заднюю поверхность. На передней части раствора почти нет, и видно, что его там никогда и не было.
Задняя (северная) часть башни, со следами раствора на всей поверхности. Передняя (южная) часть башни с раствором лишь вокруг строительной надписи.
При строительстве башни вряд ли бы стали замазывать ребра - зачем строить ребристую поверхность, чтобы потом выравнивать ее раствором. К тому же остатки аналогичного раствора встречаются и вокруг строительной надписи, вделанной в стену башни в XII веке, а также вокруг отдельных камней появившихся в стене позднее. Таким образом, можно предположить, что со время работ в XII веке была "подреставрирована" и Девичья Башня. Во время работ некоторые старые камни нижней части были заменены (вокруг этих камней можно заметить остатки раствора), вся северная сторона башни замазана известковым раствором, а в существующую нишу была вделана плита с надписью, на которой, скорее всего, увековечено имя мастера, проводившего работы. Какие еще изменения были сделаны в то время, стоит лишь догадываться.
Вход в башню был переделан.
Как видно из старых фотографий, изначально вход в башню был прямоугольным. Во время "реставрационных" работ вход был переделан. Вход был расширен и переделан, а прямоугольный свод был заменен полукруглым. Так как полукруглые своды появились в истории позднее перекрытых, видимо замена была произведена для придания башне более "средневекового" вида.
На открытке начала XX века виден прямоугольный вход в башню. Современный вид входа после реконструкции.
Центральное окно башни было прямоугольным и меньше по размеру.
Башня имеет одно главное окно, которое больше по размеру, чем все остальные. Ныне окно имеет полукруглый верх, но если сравнить окно с изображением на старых фотографиях, то можно заметить, что изначально оно было прямоугольным и меньше по размерам. Форма и размеры окна были изменены во время реставрации 1960-х годов.
На старой фотографии размеры большого окна по высоте совпадали с размерами узкого окна рядом. После реставрации окно стало выше, а его верх приобрел полукруглую форму.